Описание метода самозаполнения анкетВопросы никогда не бывают нескромными. В отличие от ответов.
О. Уайльд Часто это единственный способ опросить свою целевую группу. Можно выделить два метода сбора информации. В первом случае анкеты собираются сразу после заполнения их респондентами (на выставках, различных мероприятиях, презентациях). Во втором случае анкеты собираются через некоторое время после заполнения (например, при рассылке анкет по почте). В задачи исследовательской компании входит разработка простой для самозаполнения, но информативной анкеты, определение оптимального способа раздачи или рассылки анкеты, последующего сбора и обработки самостоятельно заполненных респондентами анкет. В ряде случаев допускается контрольный звонок респонденту для уточнения его ответов на вопрос. Часто к методу самозаполнения анкет прибегают торговые предприятия, для формирования базы покупателей (например, при выдачи дисконтных карт). Для того, чтобы стимулировать возврат заполненных анкет, организатор опроса часто предусматривает какое-либо поощрение для респондента.Пример анкеты для самозаполненияАнкета для заполнения покупателями сети АШАНАнкета для заполнения покупателями сети АШАН Возможности метода самозаполнения анкет Низкая стоимость одного интервью. Возможность охвата широкой аудитории. Возможности выбора целевой аудитории (например, только участники конкретного мероприятия). Отсутствие влияния интервьюера на результаты анкетирования. Высокая степень откровенности респондентов. Возможность занесения результатов в БД посредством сканирования для ускорения обработки результатов. Возможность демонстрации графических материалов. Другие преимущества метода:
- простота организации: для выполнения почтового опроса не требуется подготовка обширного штата интервьюеров, кроме того, облегчается процесс контроля работы специалистов
- благодаря методу почтового опроса появляется возможность узнать мнение жителей наиболее отдаленных регионов, поговорить с которыми лично или по телефону невозможно
- доступность для небольшого количества исследователей
Ограничения метода самозаполнения анкет Основные недостатки метода самозаполнения анкет: сложность соблюдения квот или невозможность квотирования, низкий контроль выборки, нерепрезентативность выборки, ограниченность контроля за действиями респондента, часто - низкая скорость проведения исследования (например, при рассылке анкет по почте), слабый контроль качества заполнения анкет, большой процент брака (например, в случае если анкета заполнена не полностью).
Другие недостатки и ограничения метода. - Невысокий процент возвращенных анкет (~20%). Чтобы добиться повышения процента возврата анкет и качества полученных данных, рекомендуется придерживаться некоторых правил.
- За несколько дней до отправки анкеты отправить респонденту уведомление с просьбой ответить на вопросы и тем самым помочь в исследованиях. Как показывает практика, подобная мера, как и уведомление по телефону, помогает повысить процент возврата анкет примерно на 10–15%.
- Через 2–3 недели респонденту отправляется напоминание с просьбой вернуть заполненную анкету. Этот метод повышает процент возврата анкет на 18% (повторное напоминание — на 26%).
- Некое «вознаграждение» для опрашиваемых: например, возможность стать участником лотереи с ценными призами или бесплатная выдача небольших сувениров. Процент возврата в этом случае возрастает на 9%.
- «Структурные смещения», которые могут произойти за счет «самовыборки». Чаще всего на вопросы присланных анкет отвечают лица, имеющие для этого время и интересующиеся темой опроса (домохозяйки, пенсионеры, молодежь).
- Невозможность для респондента уточнить смысл вопроса, если он не совсем понятен.
- Невысокое качество ответов на «открытые вопросы», требующие развернутого ответа.
Основные разновидности метода самозаполнения анкет- личная раздача с контролем возврата (заполнения)
- личная раздача без контроля возврата (заполнения)
- дистанционная рассылка анкет
Один из вариантов почтового опроса — прессовый опрос. В этом случае анкеты не рассылаются респондентам, а публикуются в СМИ. Такой путь обычно избирается редакцией какого-либо издания, чтобы узнать мнение читателей по какому-то вопросу или выяснить отношение к прессе. Часто коммерческие компании, обращаясь за помощью к изданиям, пользуются этим методом, чтобы осуществить свои рекламно-исследовательские мероприятия. География проведения исследования РФ и страны СНГ - силами собственных квалифицированных сотрудников Предварительный заказ и стоимость исследования Предварительное ТЗ на самозаполнение анкетПредварительное ТЗ на самозаполнение анкет Ориентировочная стоимость одной анкеты:Почтовая рассылка | от 120 руб. | Раздача анкет для самозаполнения | от 75 руб. | Час работы промоутера | от 500 руб. |
Другие критерии, влияющие на стоимость исследования:
- География проведения работ
- Критерии отбора респондентов
- Статус мероприятия (при раздаче анкет)
- Величина и сложность анкеты
- Необходимое количество результативных анкет
- Необходимость выборочного контроля
- Затраты на поощрение респондентов
|
|